О чем молчат подростки… Часть 3: о том, чем они хотят заниматься.

В современном мире много возможностей, занятий для роста и развития. Возможно, их сейчас даже слишком много, чего сами родители в своем детстве и представить не могли.

С одной стороны, у ребенка огромное пространство для выбора увлечений и будущей профессии, а с другой – многие подростки не умеют совершать этот самый выбор и нести за его ответственность.

Возникают ситуации, когда родители не знают, что нравится их ребенку, начиная с простых бытовых вещей и заканчивая выбором профессии и друзей. Подростки часто могут не посвящать родителей в свои увлечения, такое поведение имеет разные причины и следствия.

  • Родители лучше знают, что нужно их ребенку.
  • Старшее поколение действительно более опытное, но опытное в своем жизненном пути. Но никому не дано пройти чужой путь таким, какой он есть.

    Таким образом, когда родители предлагают что-то «хорошее» и «подходящее», они имеют ввиду себя, да и каждый человек, говоря о чем-то, имеет ввиду себя. Поэтому даже если человек, не обязательно ребенок, обращается за советом, максимум что Вы можете -высказать мнение о том, что бы Вы сделали в такой ситуации. Но это не то же самое, что нужно делать в этой ситуации этому человеку или подростку, обратившемуся за рекомендацией.

    Как бы не хотели родители облегчить жизнь свои детей, говоря как правильнее выбрать свой жизненный путь, система будет давать сбой, особенно в том месте, когда необходимо совершать выбор. Давая своим детям указания — как жить, с кем общаться, чем заниматься, как одеваться — Вы предлагаете им отлаженную схему, но это тормозит процесс их развития или останавливает его вовсе. Человек становится несамостоятельным и инфантильными, вырастает с ощущением, что ему необходимо все спрашивать.

    Если желаете помочь своему ребенку, рассказывайте про свой опыт в таком же возрасте, про свои выборы и увлечения, еще конечно, рассказывайте, что определенное поведение может быть опасным, но лишайте его своего мнения в вопросах, не связанных с безопасностью жизнедеятельности. Разговаривая с ребенком, Вы станете ему только ближе, понятнее и роднее.

    • Развитие ребенка – не так важно.

    Если родители подростка простые люди из рабочего класса, им действительно не понять, что ребенку кроме бытовых навыков, среднего уровня образования и конкретных прикладных знаний в определенной профессии нужно что-то еще.

    Они стараются ходить на работу и выполнять нормы трудовой дисциплины, обеспечить ребенка необходимой одеждой и принадлежностями (преимущественно для школы), едой и спальным местом. Вопросы, связанные с бытом, решаются быстро и четко, это если что-то сломалось, порвалось, разбилось, все подлежит починке.

    Если дело касается незапланированных или «ненужных» покупок, в таких семьях это очень сложный вопрос, все вещи и приобретения должны быть полезны и применимы в быту. То же касается покупки нарядной одежды и украшений, вкусной и дорогой еды, для таких покупок должен быть повод.

    Не всегда материальный уровень семей с такими ценностями средний или ниже среднего. Такая модель может сохраняться долгие годы, деньги не тратятся на «ерунду», но и не приносят удовольствия, любые расходы – это серьезный стресс для семьи.

    Подростку, который еще не стал на ноги, очень сложно в такой семье заявить о своих потребностях, не входящих в список необходимых. Часто и деньги уже во взрослом возрасте достаются тяжелым трудом, потому что деньги для них стали очень «тяжелыми» в период развития и взросления. Но, зарабатывая свои деньги, они стараются удовлетворить хотя бы часть накопившихся за эти годы потребностей, это дается нелегко, но это им необходимо как воздух.

    • Увлечение считаются несерьезными в близком окружении или в обществе.

    Старайтесь по возможности поддерживать интересы своего подростка, даже они кажутся Вам детскими, несерьезными и не очень полезными. Я не говорю здесь про компьютерные игры, хотя против развивающих игр ничего не имею, главное, чтобы была мера.

    Пускай ребенок интересуется, увлекается, Вы наблюдайте за ним, если это действительно ему интересно, то постарайтесь его поддержать — без фанатизма, конечно, ведь увлечения могут меняться, и это тоже в порядке вещей в подростковый период.

    Но не пытайтесь откупиться, купив ему все, что только можно представить, связанное с его увлечением. Покупайте постепенно, выбирайте вместе и занимайтесь тоже вместе, если это предполагает совместную деятельность. Если нет, то всегда с уважением относитесь к результатам его труда, помогите ему найти кружки, секции, центры, где можно развивать его интересы, связанные с конкретным увлечением.

    На самом деле сложно предположить, каким образом полученные знания или развитые навыки пригодятся во взрослой жизни, поэтому не обесценивайте то, что Вам может казаться бесполезным. Родители — это первые люди, которым верит ребенок, поэтому важно, чтобы за период взросления они обрели уверенность в себе и своих силах.

    Говорите, говорите и еще раз говорите со своими детьми,
    пока они Вам что-то рассказывают.

    Не пытайтесь показать себя круче, чем Вы есть, 
    но уважением в себе и другим развивайте внутренние способности и веру в себя.

     Статья была опубликована на https://www.all-psy.com/stati/detail/6258/1/

    Похожие статьи: