Мифы личной терапии на службе оболванивания общества-3

 

 

Невский Александр Владимирович писал(а):
Миф – это собрание отражений реалий мира в призме нашей психики.

Можно привести определение мифа, принадлежащее М.И. Стеблин-Каменскому: «Миф – это повествование, которое там, где оно возникло и бытовало, принималось за правду, как бы оно ни было неправдоподобно».

Мифы имеют популярную классификацию, согласно которой, мифы, рассматриваемые в Психологии – таковыми, психологическими, и являются.

 

Обязательная личная терпапия – термин, возникший на идее Фрейда о «чистоте метода» своей школы, т.е. идея изначально была тоталитарной, но хорошо рационализированной, защищенной.

Невский Александр Владимирович писал(а):
III. Наука: нейрофизиология (пример – Карл Прибрам), психофизиология (Сеченов, Павлов, Бехтерев) сходные отпочковавшиеся направления, традиционно тяготеют к материальным носителям, по мнению науки, психического. Таковым долгое время был Центральный мозг…..

III. Наука: нейрофизиология (пример – Карл Прибрам), психофизиология (Сеченов, Павлов, Бехтерев) сходные отпочковавшиеся направления, традиционно тяготеют к материальным носителям, по мнению науки, психического. Таковым долгое время был Центральный мозг.

Спинной мозг традиционно был исполнителем в расчет душеведения не предлагался.

Мозжечок – резко другой мозг, с Основным мозгом в одной черепной коробке, носителем чего-то душевного, полагался на уровне бытовых критических прибауток («мозжечком думает»).

Все же однажды оказалось, что выражение «нутром чую», получает экспериментальное подтверждение. А «чувствовать  сердцем» оказалось даже престижным в рамках Эмоционального интеллекта.

Нейрофизиология более дружит с бихевиоризмом.

Обидно. Ведь Фрейд был хорошим биологом и опирался на социал-дарвинизм в разработке своей концепции. А страсть к гипнозу затихла именно вследствие неразвитости нейрофизиологии 110 лет назад.

Не раскрывая содержание «кишечный мозг», и, уж те более, «фекальный мозг», скажу, что личная терапия на этих принципах не только возможна, но и предпочтительнее.

Психолог с аритмиями , запорами, кишечными спазмами и дисфункцией никогда не поймет «физиологического переноса» и «физиологического контрпереноса». А дух психолога может целиком коррелировать с душками, осязаемыми сенсорно.

Среди методов выявления Неблагополучия: Эксперимент, Тестирование, Клиническое Интервью, Аппаратные методы, Мат. Статистика в обработке результатов.

Схема целиком напоминает п.II, в части определения Интеллекта(IQ), Эмоционального Интеллекта(EQ) используется практически всеми психологами без зазрения корпоративной совести.

Коррекция: ближе к собственно понятию Терапия, введённому врачом и писателем Франсуа Рабле в начале 16 века.

Майнд-машины, аппараты БИОС, физиотерапия и рефлексотерапия – здесь же. 

 

IV.Мистическая плоскость, но в объективе Науки.

а) Высшее Я.

 -Заслуживает рассмотрения исключительно потому, что последователи укоренения идеи «личной» терапии находили свою, личную терапию исключительно в этом ключе. Исключение составлял только Фрейд, корректировавший себя кокаином, и его «внук» в психологии Бессознательного – Станислав Гроф, «достигавший» «Высшего «Я» через известное психоактивное вещество из гриба-паразита.

Станислав заменил это дыхательными практиками, сблизив анализ, бихевиоризм и психофизиологию  до полного вскрытия «черного ящика» Психе. Но ему мало кто верит, потому что опыт выходит за рамки бла-бла-бла, и требует усилий. Кто «дышал по Грофу», знает, что усилия близки к героическим. Это не на кушетке лежать, между прочим.

б) Высший интеллект и его состояние/наличие.

Не удивляйтесь – это понятие больше психофизиологическое, чем бихевиористское или аналитическое, или мистическое!

Но — именно в этом понятии параллельные миры модальностей пересекаются.

Здесь – основной маркер и способ коррекции психического здоровья терапевта. Но понятие «личная терапия» это в себя не включает. Чтобы было понятно: создатели анализов и самоанализов (например, К. Хорни, Э.Фромм), всю жизнь проходившие многолетнюю «личную терапию», в конце концов находили более приемлемый способ самокоррекции – через развитие «Высшего «Я», «Высшего интеллекта». Методом в 80 % случаев избирается Дзен-буддизм (о его коррекционном потенциале – см. отдельную статью).

 

Все сказанное можно уместить в приложении, составленном из одной картинки… и таблички способов коррекции (см. Приложение)

Всё то же: Тестирование (диагностическое) – Цикл научения/лечения – Тестирование навыков – Тестирование диагностическое –Резюме/Заключение/Эпикриз.

И так – в каждом из 4-х интеллектов (см.Приложение).

Как видите, здесь нет очевидной тоталитарности и стремления к доминированию, ранжированию на «пригодных» и «неполноценных», право на обнаружение несоответствия может не выноситься за пределы одной взятой головы. Сравнение нормализации состояния психологических нужд в личной терапии – в конце статьи.

 

Итог.

Миф «личная терапия» оказался забавным в обозримом материале.

Если бы не пара «но!».

Что есть Личность в определении большинства теорий личности? Что есть в общем знаменателе всех теорий?

В психодинамическом подходе структурная модель личности предложена Фрейдом в  работе «Я и Оно». Цель психического, по Фрейду, — поддержание приемлемого уровня динамического равновесия — увеличение удовольствия и минимизация неудовольствия. Личность, как динамическая система из психических конфликтов и компромиссов.Инстинкты борются один с другим. Социальные табу ограничивают биологические начала, способы разрешения конфликтов противоречат друг другу. Структурная теория, предложенная Фрейдом, пытается преодолеть этот кажущийся хаос душевной жизни. Личность, по Фрейду, состоит из трех инстанций — Ид (Оно), Эго (Я) и СуперЭго (СверхЯ).

Главная задача Я — найти компромисс между требованиями Оно, СверхЯ и внешнего мира. Эти задачи решаются Я путем контроля двигательной и перцептивной активности, ориентации в текущей реальности, накопления опыта, способности к прогнозированию будущего. Я обеспечивает физическое и душевное здоровье и безопасность личности.

Личность человека в теории бихевиоризма есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному индивиду. Согласно этой теории та или иная поведенческая реакция возникает в ответ на стимул — ситуацию. Формула S — R (стимул — реакция) является в бихевиоризме определяющей.

Личность человека в теории бихевиоризма есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, 

присущих данному индивиду. Согласно этой теории та или иная поведенческая реакция

 возникает в ответ на стимул — ситуацию. Формула S — R (стимул — реакция)

 является в бихевиоризме определяющей.

Личность, с позиции бихевиоризма, это организованная и относительно устойчивая система навыков.

 Навыки — основа устойчивого поведения, они приспособлены к жизненным ситуациям. 

Изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.

Следовательно, изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека

 на необходимое поведение.

Необихевиоризм трактовал личность как простую совокупность со­циально приемлемых ответов на совокупность социальных стимулов. Личность есть результат научения человека правилам жизни и поведения в обществе («социальное состояние» человека).

 

Гуманистическая психология рассматривает личность как уникальную целостную систему, открытую к самоактуализации, присущей только человеку.

 

Она формируется в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой, является интегральным механизмом саморегуляции поведения человека и может быть положительной, отрицательной и амбивалентной (противоречивой).

Насколько человек доволен жизнью, насколько он испытывает счастье от жизни, зависит от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» соотносятся между собой. Если реальный жизненный опыт противоречит «Я-концепции», которая сложилась, то возникает неконгруентность (несоответствие) между представлением о себе и актуальным опытом. Одновременно важнейшая характеристика психологически зрелой личности — ее открытость для опыта, гибкость, усовершенствование человеческого Я.

Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для социолога «личность» — это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т.е. социологи отмечает в людях социально — типическое).

В психологии «личность» (читай: индивид) – это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого. Для психолога потенции субъектов различны, поскольку как врожденные, так и приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальным актором (действующей единицей) некой группы или общности.

В современной социологии личность как субъект (который, напомним, может быть индивидуальным – тождественным «личности» — и групповым – тождественным «общности») означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности.

Понятие личности используется в социологии в нескольких значени­ях. Под личностью понимается нормативный тип человека, соответствую­щий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам.

Второе определение личности можно назвать сугубо социологическим, где личность является членом социальной группы, общества, коллектива, организации, где посред­ством своей деятельности она включается в различные виды социальных си­стем.

Приведем определение личности, данное В. Ядовым: «Личность это целостность социальных свойств человека, продукт об­щественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения».

Так где в так называемой "личной терапии" по своей задаче — Психологическое?
Задача т.н. "личной терапии", оказывается — социальная!

 

Но решает ли "личная терапия" социальный заказ в том виде, в котором её практикуют?

 

Личность, в любом раскладе – продукт общества, продукт Социума. И анализная «личная терапия», и тестирование – представляют собой заказанные обществом, Социумом, продукты маркирования, клеймирования, унифицирования и разделения.

Т.е. Личность – это групповой процесс, индивидуализируемый личным клеймом/ярлыком.

Поэтому и оценка, и воздействие на Личность, лежащие в основе «личной терапии» должны идти через социальные фильтры, лишенные индивидуального ярлыка другой личности.

Никакое взаимодействие Личности с Личностью не может «оздоровить» специалиста, т.к. Личность – продукт взаимодействия с Социумом, а тет-а-тет-взаимодействие – это всего лишь работа на инстинктах доминирования-подчинения, всегда ущербная Лидерским Личностям.

Если Лидерские Личности составляют 5-20 % от «популяции» психологов, это правила вариационного ряда, то их «ломка» — парямое следствие тоталитарных тенденций любого самоорганизующегося сообщества.

В случае 80-95 % массы основного контингента «личная терапия» выглядит тренировкой лояльного подчинения, закрепления полезных навыков иерархического самоопределения.

Отношение к клиенту это имеет катастрофическое, т.е. ломает те же 5-20 % клиентского контингента абсурдными в части случаев идеями уступок и подчинения.

«Горжусь энурезом» – следствие, спокойно переносимое большинством.

Не более чем юмор.

Катастрофы не видно! На помощь всегда придет «Супервизия». Индульгенция – это слово имеет отношение к процессу.

Что делать?

Личная терапия

Только групповая динамика и анализ участия в ней "терапевта", только тестирование, отражающее социальный заказ, только путь выполнения заданий, являющихся свидетельством успешности и «здравости» специалиста.

***Мы можем иметь «Здоровую личность терапевта».

Контроль динамики прост – усилия по развитию «Высшего интеллекта», доступные для наблюдения в Социуме.

В конце концов, современное требование к психологу – быть «прозрачным» для общества, быть представленным в соцсетях – является хорошим маркером, кому нужна настоящая личная терапия!

***Никакое взаимодействие Личности с Личностью не может «оздоровить» специалиста, т.к. Личность – продукт взаимодействия с Социумом, а тет-а-тет – это всего лишь работа на инстинктах доминирования-подчинения, всегда ущербная Лидерской Личности.