Методика «Дерево Жизни» была разработана для работы с детьми, осиротевшими в результате эпидемии СПИДа в Зимбабве и Южной Африке, и применяется в сообществах, переживших стихийные бедствия и вооруженные конфликты – в Австралии, Канаде, США, России, Палестине, Бангладеш и в других странах.
Поводом для разработки этой методики стала очевидная неадекватность в данной конкретной ситуации разработок, предложенных международными гуманитарными организациями. Просьбы «рассказать о пережитом» вызывали у детей неудержимые рыдания, и вывести их из этого состояния было чрезвычайно сложно. Встала задача создания безопасного контекста для восстановления контакта с предпочитаемой идентичностью.
Это история об особых умениях, способностях, надеждах и мечтах ребенка, и о том, как возникли и развивались эти умения, способности, надежды и мечты.
Методика работает как со взрослыми, так и с детьми и подростками. Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Для работы понадобится ватман, 2 листа формата А4 и любые карандаши.
Приступаем:
- Просим клиента нарисовать на ватмане корни дерева. Это памятные места, люди, любимые книги, герои, какие-то вещи – все то, что дает опору. Это наши ресурсы.
- Теперь рисуем ствол – это все ценности, все, что нам важно, все, что нам дорого. Это наш стержень, на котором мы держимся.
- Далее рисуем ветви – это наши мечты, планы, устремления, надежды.
- Теперь приступаем к листьям. Листья – это мы глазами других людей; что они ценят в нас (отзывы наших близких; это могут быть люди, которых уже нет с нами), животные, игрушки (для детей).
Сюда же: на листочках пишем, как называли нас близкие люди, а также качества характера, которые подарили нам наши предки.
- Если на дереве есть фрукты или ягоды – это все то, что пришло нам в качестве подарка, что-то, что мы унаследовали от других: доброта, отвага, терпение, сострадание, чувство юмора.
- Цветы: что-то ценное, что мы привносим в мир, что бы мы хотели передать миру, другим людям. Это все то, чего я достоин.
Теперь просим клиента на отдельном листе нарисовать садовника: это все то, что поддерживает нас здоровыми и бодрыми, что помогает идти вперед (что и/или кто дает нам витамины, питательные вещества, воду — заботу).
Теперь смотрим на садовника и отвечаем на вопросы:
— Что я чувствую, что вижу, когда на него смотрю?
— Как я к нему отношусь?
— Что я знаю о нем?
— Какой он?
А теперь… напишите историю дерева:
где оно родилось и растет, что его окружает, кто за ним ухаживает, как к нему относятся, как оно наполняется силами, где оно берет ресурсы, откуда черпает энергию.
Если бы дерево могло говорить, чтобы оно такого важного сказало?
Благодарю Вас за внимание!