Дерево жизни. Практика

Методика «Дерево Жизни» была разработана для работы с детьми, осиротевшими в результате эпидемии СПИДа в Зимбабве и Южной Африке, и применяется в сообществах, переживших стихийные бедствия и вооруженные конфликты – в Австралии, Канаде, США, России, Палестине, Бангладеш и в других странах.

 

Поводом для разработки этой методики стала очевидная неадекватность в данной конкретной ситуации разработок, предложенных международными гуманитарными организациями. Просьбы «рассказать о пережитом» вызывали у детей неудержимые рыдания, и вывести их из этого состояния было чрезвычайно сложно. Встала задача создания безопасного контекста для восстановления контакта с предпочитаемой идентичностью.

 

Это история об особых умениях, способностях, надеждах и мечтах ребенка, и о том, как возникли и развивались эти умения, способности, надежды и мечты.

Методика работает как со взрослыми, так и с детьми и подростками. Подходит для индивидуальной и групповой работы.

 Для работы понадобится ватман, 2 листа формата А4 и любые карандаши.

Приступаем:

  • Просим клиента нарисовать на ватмане корни дерева. Это памятные места, люди, любимые книги, герои, какие-то вещи – все то, что дает опору. Это наши ресурсы.
  • Теперь рисуем ствол – это все ценности, все, что нам важно, все, что нам дорого. Это наш стержень, на котором мы держимся.
  • Далее рисуем ветви – это наши мечты, планы, устремления, надежды.
  • Теперь приступаем к листьям. Листья – это мы глазами других людей; что они ценят в нас (отзывы наших близких; это могут быть люди, которых уже нет с нами), животные, игрушки (для детей).

Сюда же: на листочках пишем, как называли нас близкие люди, а также качества характера, которые подарили нам наши предки.

  • Если на дереве есть фрукты или ягоды – это все то, что пришло нам в качестве подарка, что-то, что мы унаследовали от других: доброта, отвага, терпение, сострадание, чувство юмора.
  • Цветы: что-то ценное, что мы привносим в мир, что бы мы хотели передать миру, другим людям. Это все то, чего я достоин.

 

Теперь просим клиента на отдельном листе нарисовать садовника: это все то, что поддерживает нас здоровыми и бодрыми, что помогает идти вперед (что и/или кто дает нам витамины, питательные вещества, воду — заботу).

Теперь смотрим на садовника и отвечаем на вопросы:

— Что я чувствую, что вижу, когда на него смотрю?

— Как я к нему отношусь?

— Что я знаю о нем?

— Какой он?

А теперь…  напишите историю дерева:

 где оно родилось и растет, что его окружает, кто за ним ухаживает, как к нему относятся, как оно наполняется силами, где оно берет ресурсы, откуда черпает энергию.

 Если бы дерево могло говорить, чтобы оно такого важного сказало?

Благодарю Вас за внимание!