Красота в простоте, говорили древние. Несмотря на развитие информационных технологий и, в частности, цифровой фотографии и возможностей обработки снимков, сегодня очень ценятся фото, сделанные в естественных условиях.
Окружающая среда порой играет не в пользу человека с камерой. Однако знание специальных приемов позволяет сделать ее своей союзницей. И тогда естественные фото будут смотреться лучше постановочно-отфотошопленных.
Нередко можно услышать, что для съемки пейзажисты чаще всего выбирают начало дня. Действительно, положение солнца над горизонтом дает картинку с тенями разной длины. Но следует учитывать и географическое положение места съемки. Например, на севере зимой солнца может вовсе не быть, а летом оно находится низко.
Вообще, если делать естественные фото, поневоле оказываешься в солнечной власти. Ведь каждый час направление света меняется примерно на 15 градусов.
Соответственно, непостоянны и пропорции площадей света и теней. А значит, меняются и соотношения яркостей, что в свою очередь отражается на контрастах.
Такие фото в большинстве своем делаются под открытым небом. И оно влияет на многие факторы, в частности – на жесткость теневого рисунка. Последняя будет различной при ясном, облачном и пасмурном небосводе.
Несмотря на перечисленные выше «сдерживающие факторы», не так уж сложно избавить себя от лишних мучений при поиске нужного освещения. Главное – суметь спланировать фотосъемку. Ведь ее условия при любой погоде характеризуются направлением, жесткостью и контрастностью света.
Соответственно, первоначальная задача – установить общую (ISO) и спектральную (WB) чувствительности. А от количества света (ее регулирует диафрагма) и времени его воздействия (регулируется выдержкой) зависят оптическая плотность и тональность изображения.
Разумеется, фотограф может независимо от прихотей погоды менять перспективу и соотношение масштабов, что отразится на яркостных соотношениях. Для этого достаточно правильно выбрать тип объектива – стандартный, широкоугольный или «телевик».
Делая естественные фото, порой приходится вести себя не очень естественно, опять же, подстраиваясь под имеющиеся условия. Конечно, если речь идет о пейзаже, мы не можем изменить погоду, а часто – и место съемки. Непросто приходится и в работе над репортажем, где первостепенна событийность, и также приходится подстраиваться под обстоятельства.
А вот предметная съемка предоставляет больше свободы. Знания и опыт помогают фотографу, не имеющему под рукой дополнительных принадлежностей (вспышки, рассеивателей и т. д.), добиваться желаемого результата, даже если он делает естественные фото.
Таким образом, практически любой сюжет в любом жанре при фотосъемке в естественных условиях можно подать самым выгодным образом. Главное – четко представлять желаемый результат и знать, какие технические приемы нужны для его достижения.